Веб-сайт. Планирование и реализация
Фаза 1: Стратегическое планирование. Определение Обьема
работы.
Концепция:
- Опрос клиента: вопросники, профили посетителей
- Стратегический план: задачи маркетинга, обзор
конкурентов,
- требования к рекламе, потребности пользователей ресурса.
- Функциональный план: технические задачи, задачи
функциональности.
Административные задачи:
- Выбор команды: продюсер, арт-директор/дизайнер, автор/эдитор,
программист.
- Расписание и бюджет проекта.
Многие приступают к работе над новым сайтом с выбора цветов,
шрифтов, технологий и т.п. Тогда как логичнее начать с анализа проекта,
планирования предстоящей работы и поиска ответов на ряд важных вопросов,
касающихся будущего сайта. Время, потраченное на сбор и обработку нужной
информации, окупится с лихвой, помогая избежать потери денег и энергии в
дальнейшем...
1. Вы получили деловое предложение. В первую очередь
постарайтесь узнать как можно больше о вашем заказчике, о его фирме; сферу
бизнеса, в котором он работает, и занимаемую в ней нишу.
2. Получите у него ответы на следующие вопросы: - Зачем ему
нужен сайт? Почему он его создает и какие цели и задачи преследует? - Желает
ли он моментальной отдачи или подготавливает почву для более агрессивного
бизнеса в Сети в дальнейшем? - Что входит в его цели: продать продукцию или
сервис, увеличить покупательский рынок, обеспечить поддержку уже проданному
товару? - Возможно, он надеется подняться на уровень конкурентов, которые
давно имеют свои ресурсы в Интернет? - Если бы у него была возможность
донести только одну идею до своих пользователей, какой бы она была? - Какие
дальнийшие действия ожидает он от посетителей его Веб-страниц? Обращение за
более полной информацией? Визит в магазин или оффис, покупка напрямую с
сервера? - Как заказчик измерит успех или неудачу сайта? Как узнать, что сайт
получился удачным - понравилось начальнику? Выиграл Сетевые награды? Популярен в
среде пользователей? - Кого он хочет видеть своим посетителем? (Дизайн и
содержание сайта должны оправдывать ожидания и удовлетворять потребности
пользователя) - Почему к нему будут приходить? За какой информацией? - А
какую информацию он может предоставить? Одна из распространенных ошибок
профессионалов - это убежденность в том, что пользователи достаточно просвещены
в вопросах, касающихся деятельности фирмы. Вероятнее всего, это не так.
Маркетинг заказчика только выиграет от результатов обучения возможных клиентов.
Ваша с ним задача - выбрать из моря информации ту, в которой нуждается
посетитель. - Интересуется ли он привлечением одноразовых посетителей (для
счетчика) или надеится превратить случайных прохожих в регулярных пользователей?
Лояльность требует частого обновления материалов.
3. Узнайте, кто является конкурентом заказчика. Как выглядят их
Интернет ресурсы. Очень важно, чтобы сайт клиента не подражал другим, а
представлял уникальный и последовательный в себе имидж. Составьте документ с
подробным описанием того, что вы знаете о данной индустрии в Интернете. Сделайте
выводы - что работает и что не работает для схожей группы пользователей на
других сайтах. Что бы вы могли использовать на сайте заказчика, и что пользовать
не стоит.
4. Когда вы утвердите профиль будущего посетителя (см. вопросы
выше), составьте список возможных требований (например, основной группой
пользователей будет молодежь, которая дозванивается в Интернет через слабый
модем и терпеть не может ждать загрузки страницы дольше, чем 30 сек.) и
пожеланий (они хотели бы иметь возможность обмениваться мнениями на доске или
болтать в чате) различных посетительских групп.
5. Следующие, решите вопросы по функциональности ресурса. -
Что заказчик находит необходимым для его сайта? К примеру, динамические
страницы, генерируемые базой данных, веб-коммерция, каталоги, программы?
Сделать-то можно все, что он пожелает, дело в стоимости и сроках
исполнения. - Спросите, кто будет мониторить и обновлять подобные
функции? - Имеет ли заказчик неординарные требования к безопасности? - Как
и где будет хоститься сайт? - Существуют ли какие-либо исключения? - Кто
будет обновлять и поддерживать ресурс? - Какие у заказчика планы на будущее,
касательно Веб-сайта?
6. Технические спецификации будут служить основой всех скриптов,
css, графики, html, java и других технических элементов сайта. Определите, какое
програмное обеспечение потребуется пользователям для просмотра ресурса, а также
общий технический подход к разработке и поддержке сайта. Хотелось бы знать
резолюцию монитора посетителя, скорость их модема, сколько памяти в его системе,
количество воспроизводимых цветов, какие плагинсы (програмные модули) имеют и
т.д. Подобную информацию можно найти в уже существующей у заказчика базе данных
пользователей, из интервью, опросов клиентов заказчика, или обычных логических
предположений.
7. Вы должны договориться с заказчиком о бюджете проекта, сроках
исполнения (если важно) и расписании. Одновременно стоит подумать над тем, какие
специалисты вам понадобятся. Возможно, вас не затруднит создать небольшой сайт
своими силами, но для серьезного проекта лучше воспользоваться знаниями и опытом
професcионалов.
Успех Веб-ресурса покоится на равновесии между достижением
желаемых результатов и затраченных в процессе средств. Не стоит пытаться
прыгнуть выше головы; потеря времени и денег - результат суперожиданий и
нереальных запросов. При планировании, в первую очередь, стоит принимать во
внимание нужды будущих посетителей, а не последние достижения технологии и
эгоцентричный энтузиазм разработчиков. Мы не создаем сайты для себя, мы создаем
их для наших посетителей.
Фаза 2: Тактическое планирование. Разработка
структуры.
- Карта сервера
- Подготовка контекста, создание и эдитирование
- Обозрение материалов
- Технические спецификации (тактическая сторона)
- Навигация и разметка страниц
Имея на руках результаты опросов заказчика и профили будующих
посетителей, пришло время шевелить мозгами в поисках идей, которые помогут
веб-сайту достичь поставленных перед ним задач.
Первый ваш шаг - набросок "карты сайта". Это графическая
диаграмма, показывающая путь продвижения посетителя по сайту. Ваша карта должна
включать в себя каждую его страницу и то, в какой зависимости они находится
относительно других страниц и материалов. Очень важно получить "добро" заказчика
на "карту", и отметить любые изменения в стуктуре, такие как удаление или
добавление страниц, что может повлиять на бюджет проекта.
Планирование контекста происходит в тесном сотрудничестве с
заказчиком. Возможно у него уже есть готовые материалы, другие должны быть
модифицированы, переписаны или созданы с нуля. Необходимо четко разграничить
обязанности между вами. Кто будет ответственен за что? Если заказчик поставляет
весь материал, составте ему расписание. Передача текстов вечно занимает больше
врмени, чем мы расчитываем и часто именно заказчик виновен в растягивании сроков
проекта. Определитесь с текстом для каждой страницы до начала работы над
дизайном. Навигация сайта будет напрямую зависеть от количества и глубины
содержания, а его стиль и тон окажут влияние на визуальный язык
композиции.
Тактическую сторону технических спецификаций можно отразить в
коротком документе, определяющим подход и используемые технологии при
кодировании страниц и визуальной разметке. - Будут ли страницы генерироваться
"на лету" из датобазы? - Будут ли использованы Cascading Style Sheets
(CSS)? - Потребуется ли наличие модуля (plug-in) или специального контроля на
машине пользователя? - Под какой минимум необходимо оптимизировать цветовую
палитру? - Вы будете писать код сами или использовать WYSIWYG "Что вижу, то и
получаю" эдитор (Dreamweaver, к примеру)? - Будут ли использованы DHTML,
Channels, Push технологии?
Затем вы должны определиться с навигацией. Как будет посетитель
продвигаться по сайту? Какая связь существует между страницами, куда можно
попасть от куда и т.д. Для большинства проектов нет нужды придумывать новые
невигационные схемы. Учитесь на сайтах, которые вам нравятся больше всего: проще
- лучше. Подгоните существующую удачную модель под нужды своего проекта и
используйте ее. Людям необходима возможность легко передвигаться по сайту,
только и всего.
Фаза 3: Дизайн Интерфейса.
- Творческие поиски и разработка стиля
- Создание прототипов
- Утверждение заказчиком
- Графическое производство: дизайн датабаз и форм, анимации,
графика в GIF/Jpeg, обработка в html.
Вы изучили своего заказчика, представляете содержание
каждой будующей страницы и вовсю идет работа над текстами. Самое время заняться
интерфейсом. Начните с самой важной страницы, работайте над ней до тех пор,
пока у вас не будет как минимум 15 набросков различных вариантов, из которых 5
можно развить дальше. Когда страничка начнет дымиться, поработайте над другими.
Продолжайте искать идеи, рисовать и думать. Попробуйте поэксперементировать с
различными эффектами: real audio/vidio, динамическое html, необычное
использование тегов и т.д.
Пусть ваш альбом наполнится зарисовками для входного экрана,
навигационных элементов, ключевой графики и второстепенных, украшающих
элементов. Используйте коллаж. Проанимируйте частицу большого изображения.
Поиграйте со шрифтами, слоями, текстурами, эмоциями. Как только вы найдете
удачную тему, проработайте ее как можно глубже, потом отложите в сторону и
примитесь за новую.
Вообразите себя пользователем и попробуйте смотреть на
окружающий мир, Интернет его глазами. Походите по сайтам, где он может бывать,
полистайте его журналы, пообщайтесь с его возможным окружением...
Используйте графический редактор. Очень удобно скопировать окно
броузера (F13 или Print Scrn, далее Ctrl+double click в окне графического
редактора, затем Ctrl+V в новый файл) в Фотошоп или Иллюстратор и накладывать
слои композиции прямо на него.
Выбирите 3 законченных варианта: ваш любимый, несколько
эстравагантный и консервативный, который вы уверены понравится заказчику.
Создайте для них прототипы, которые он сможет посмотреть и одобрить. Прототип -
черновой вариант слинкованных между собой основных страниц сайта. Не обязательно
писать код для этих страниц, вы прекрасно можете обойтись image-maps. Порежте
страницы на части и пролинкуйте графику между собой. Не тратьте время на ее
оптимизацию, и обьясните заказчику, что она немного потеряет в качестве при
дальнейшей обработке. Задача прототипов - хорошо смотреться в окне браузера и
понравится заказчику.
Фаза 4: Програмирование.
- Создание: CGI, Javascript, Java, формы, датабазы
- HTML: кодирование
- Валидация: содержания, грамматических ошибок, работы линков
- Тестирование в различных броузерах.
После того как вы разработали дизайн и сверстали модели основных
страниц, можно приниматься за техническую работу - HTML кодирование, CGI формы,
датабазы и прочее програмирование.
Несколько советов:
1. Когда над сайтом работают несколько человек, обязательно
стоит договорится об общей логической системе наименований. Если каждый будет
скидывать свои творения куда захочется, это будет существенно затруднять поик
коллегам, и в конце все равно приведет к переименованию.
2. Рассортируйте ваши графические файлы по классам в зависимости
от их размера. Старайтесь держать колличество таких классов минимальным.
Например: заголовки, подзаголовки, "ноготки", полная графика и т.д. Графические
размеры от 1 до 5.
3. Подберите оптимальную палитру для графики в одном отдельно
взятом классе и используйте ее на всех файлах данного класса. Работая над
большим сайтом удобно использoвать DeBabelizer (http://www.equilibrium.com),
сценарии которого позволяют очень быстро и точно процессить большое кол-во
файлов. Так же, он, в отличие от Photoshop (http://www.adobe.com), не сдвигает
цвета "безопасной веб-палитры" в сторону при оптимизации.
4. Используйте <!-- коментарии --> в своем коде, оставляя
пояснения для программистов и создателей текстов.
5. Используйте абсолютно схожий код на различных страницах, для
облегчения глобального поиска и изменений.
6. Если на странице очень много текста и других материалов,
удалите все "возвраты коретки" и коменты из кода, что существенно снизит размер
файла.
7. Потратьте время на изучение тех программ, с которыми
работаете, ваша продуктивность резко повысится. Следите за выходом новых версий
и обновляйте свои инструменты регулярно.
8. Делайте копии (Back up?) того, что сделали каждый день по
окончанию работы.
9. Проверяйте свою работу на разных броузерах и основных ОС.
Поменяйте настройки в броузерах выставив большие или маленькие размеры шрифтов,
изменив цветовые настройки, откройте все манюшки и бары которые
имеются.
10. Проверяйте: - Грамматику - Правильное название
файлов - Работу линков - Название страниц в поле Титул - Фоновые
цвета - Целостность и тегов - Визуальное выравнивание - Что получится
при изменении размеров окна броузера, шрифтов, цветов? - Различия резолюций.
А как оно будет смотреться в монохроме?
11. Тестируйте, тестируйте и еще раз тестируйте. Подключайте как
можно больше людей к этому процессу. Для заказчика это отличная возможность
"поучаствовать" в проекте. Если есть возможность проверить на будующих
посетителях, не упускайте ее. Внимательно следите как люди со свежим взглядом на
сайт реагируют на вашу навигацию и систему наименований. Не пытайтесь помочь им
"найти" что-либо, но попросите комментировать каждый шаг. Например куда они
ожидают попасть при клике на ту или иную кнопку? Часто бывает очень удобно
распечатать весь сайт на бумаге и проверять стилистические и грамматические
ошибки таким образом.
Фаза 5: Публикация и Маркетинг.
Публикация:
- Выбор хост-провайдера, покупка имени домейна
- FTP веб-сайта на сервер: создание дерикторий, установка
permissions
- Последние проверки и валидации
Маркетинг:
- Регистрация сервера в основных поисковиках
- Раскрутка
- Поддержка: страница новостей, автоматические обновления
- Презентация сервера и Празднование столь знаменательного
события
Последние работы над сайтом могут включать следующее: -
Создание банеров/заголовков прозапас - Добaвление последнего контекста -
Запуск CGI сценариев - обновление линков (старайтесь всегда давать условные
пассы к документам, а не полный URL. К примеру: ../images/dot.gif вместо
http://www.yoursite.ru/images/dot.gif Таким образом вам не придется менять
данные во всех ссылках при переносе сайта на сервер нового провайдера, если в
будующем возникнет подобная необходимость.) - написание мета-тегов -
добавление авторских прав и предупреждений - убедитесь что графика везде меет
атрибуты width и height, соответствует основной цветовой палитре, имеет "Alt"
пояснения.
При выборе имени домейна, старайтесь выбирать простые и легко
запоминающиеся слова. Следуйте следующим правилам: - Краткость и
Простота. Короткие адреса легче запоминаются, в них сложнее сделать ошибку:
Gazeta.ru, Pupkin.com - Описание. Хорошо, когда по адресу можно
догадаться о содержании сайта. Имя компании не всегда является достаточным
пояснением: beerclub.com тумана не напустит :-) - Запоминаемость.
Лучшие адреса добавляют к простоте элемент интереса - частенько игру слов, как в
www.anekdotov.net - который поможет посетителям помнить это название через часы,
дни и месяцы. Идеально, когда адрес можно запомнить, услышав в разговоре или по
радио. О том как зарегистрировать домейн читайте статью Андрея
Новикова.
Скопируйте структуру сайта со своей машины на сервер заказчика и
еще раз протестируйте каждую страничку в брaузере. Конфигурация чужого сервера
может потребовать изменений в сценариях или расширениях файлов (htm вместо
html). Убедитесь все работает так, как вы предполагали.
Проведите хорошую рекламную компанию своему сайту. Я не буду
сейчас говорить о том, как это делается. Тема слишком объемна для данной статьи.
Если вы надеятесь на регулярных посетителей, стоит зараннее
составить план обновления материалов. Если заказчик желает делать это сам,
потратьте время и научите его управляться с сайтом. Дайте ему минимальные знания
по работе с текстовым редактором и ftp программой. Постарайтесь автоматизировать
его действия специальными сценариями. Оставте о себе хорошую память и заказчик
будет рекламировать вас своим друзьям и знакомым, что может привести к новым
заказам.
В природе существуют заказчики, которые обставляют выход в свет
нового сайта с подобающей событию помпой. Если это не про вашего, все равно
отметьте завершение проекта со своей командой или
друзьями. |